Спорные вопросы учета арендных платежей

Вопрос

У ООО НПК «XXX» заключен договор субаренды нежилого недвижимого имущества № 301.3 от 21.04.2011г. с ООО «YYY». Есть акт приемки-передачи арендованного нежилого помещения. Согласно условиям данного договора, наша компания произвела единовременный платеж за аренду помещения за май-ноябрь 2011 года. С июля месяца арендатор не предоставляет нам акты оказанных услуг по договору субаренды и счета-фактуры. В рамках данного договора нами также была оплачена переменная часть аренды на основании счета от ООО «XXX». На данный платеж арендатор также не предоставляет акт оказанных услуг и счет-фактуру. 

Имеем ли мы право отнести расходы по субаренде помещения и переменной части аренды в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Как правильно учесть НДС, уплаченный арендатору за субаренду помещения и переменную часть аренды? 

Из-за отсутствия документов мы не отразили расходы по субаренде и переменной части аренды в 3 квартале 2011 года.

Как правильно отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете?

Какими документами нужно подтвердить отказ арендатора предоставить нам акты оказанных услуг и счета-фактуры?

Ответ

1. Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется сторонами договора, и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор).

Таким образом, сумму расходов по субаренде помещения организация может относить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с условиями договора аренды (например, ежемесячно) без составления актов об оказании услуг.

В случае если на арендатора возложена обязанность по уплате расходов, связанных с потреблением коммунальных услуг, электроэнергии и услуг связи (переменная часть арендной платы), то арендатор вправе учитывать в составе материальных и прочих расходов для целей налогообложения прибыли указанные фактические расходы, потребленные в процессе осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Данные расходы должны быть документально подтверждены актами оказанных услуг с расчетами коммунальных платежей и услуг связи, составленными арендодателем на основании счетов предприятий, оказавших данные услуги.

Таким образом, суммы переменной части арендной платы могут быть отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только при наличии актов оказания услуг, выставленных арендодателем.

2. Основаниями для применения арендатором налоговых вычетов по НДС являются:

- наличие надлежащим образом оформленного арендодателем счета-фактуры;

- приобретение услуги для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

- принятие приобретенной услуги на учет;

- наличие первичных учетных документов на приобретенную услугу.

В Вашем случае, на выданный аванс арендодатель должен выставить в Ваш адрес счет-фактуру (п.3 ст. 168 НК РФ).

В этом случае сумма НДС должна быть отражена у арендатора в строке 150 Раздела 3 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. В дальнейшем при получении от арендодателя «отгрузочных» счетов-фактур и актов оказанных услуг, оформленных за соответствующий период (например, месяц) НДС должен приниматься к вычету и на эту же сумму должен восстанавливаться НДС, ранее принятый к вычету по авансовому платежу, с отражением в соответствующих строках декларации по НДС.

 Но принятие НДС к вычету по выданному авансу возможно только при условии, что перечисление аванса предусмотрено условиями договора аренды.

Если счет-фактура на выданный аванс не был выписан, то организация не имеет права на налоговый вычет в период оплаты аванса.

Таким образом, без оформленного надлежащим образом счета-фактуры, организация не имеет права принимать НДС к вычету.

3. В бухгалтерском учете в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Для целей налогового учета согласно п. 1 ст.172 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Таким образом, постоянная часть арендной платы признается в составе расходов в соответствии с условиями договора (например, ежемесячно). Для признания в составе расходов переменной части арендной платы необходимы правильно оформленные первичные документы (акты оказания услуг).

В случае если постоянная часть арендной платы за 3 квартал в бухгалтерском учете не отражена, то ее отражают в текущем периоде. При этом данные суммы расходов отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль за 4 квартал 2011 года и в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года (в случае получения счетов-фактур).

 Обязанность арендатора по предоставлению арендодателю счетов-фактур установлена п. 1 ст. 169 НК РФ. Обязанность по выставлению актов оказания услуг на переменную часть аренной платы должна быть прописана в договоре.

Арендодатель обязан составить счета-фактуры не позднее, чем за 5 дней считая со дня оказания услуги. Этой датой при аренде обычно считают последний день месяца, по истечении которого сторонами производятся расчеты.

Чтобы получить от арендодателя учетные документы, арендатор может направить в его адрес запрос, в котором должен быть указан объем необходимых документов и сроки их предоставления. При направлении запроса можно сделать ссылку на НК и договор аренды (если в нем прописана соответствующая обязанность арендодателя). При отказе арендодателя в оформлении учетных документов, организация может обратиться в суд.

Новости и события

Индексировать ли зарплату в связи с ростом цен

Индексация зарплаты сотрудни­ков является обязанностью, а не пра­вом работодателя.

Расчет 6-НДФЛ уже можно проверить по новой методике налоговиков

Компания сама может прове­рить расчет 6-НДФЛ по мето­дике налоговиков, чтобы из­бежать в нем ошибок.

Быстрее списать недорогие активы поможет приказ

В декабре выгоднее отложить ввод в эксплуатацию активов стоимостью до 100 тыс. рублей.

Все новости


 
разработка сайта
mediaidea
© 2007-2018 ООО «ГАЗАУДИТ»
О компании - Контакты