Наше предприятие является сельхозпроизводителем. В первом квартале выручка от реализации сельхозпродукции составила 5 000 000 рублей (здесь и далее приведены уловные цифры), что в общей доле реализации товаров и услуг составляла более 70%. Мы сдали расчет по авансовым платежам по налогу на имущество с отражением льготы по имуществу, участвующего в производстве сельхозпродукции, согласно пункту 5 статьи 4 Закона Самарской области от 25.11.2003г. № 98-ГД (в ред. от 07.03.2012г.).
Во втором квартале предприятие получило:
1. субсидии на общую сумму 3 000 000 рублей:
2. страховое возмещение по договору страхования с/х культур, урожая многолетних насаждений, недобор урожая нута в результате засухи, суховея от страховой компании на сумму 8 000 000 рублей.
3. выручка от реализации сельхозпродукции составила 400 000 рублей (за 1 полугодие 5 500 000 рублей).
Имело ли предприятие право на льготу во втором квартале по налогу на имущество в части имущества, участвующего в производстве сельхозпродукции? Если нет, то сохраняется ли льгота за первый квартал, есть ли возможность у предприятия отражать остаточную стоимость имущества, участвующего в производстве сельхозпродукции, в составе льготируемого, за первый квартал, либо необходимо подать уточненную декларацию за первый квартал, исключив льготируемое имущество, так как отчетный период полугодие? Если предприятие по итогам за 9 месяцев и за год превысит 70%-ую долю выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей доле доходов, то каким образом сдавать декларацию по налогу на имущество за год?
1. На основании п.5 ст.4 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД (ред. от 07.03.2012) «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от уплаты налога на имущество освобождаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, доля доходов от реализации которой составляет не менее 70 процентов от общей суммы их доходов, - в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций;
Чтобы правомерно воспользоваться данной льготой, необходимо знать, сколько процентов от общей суммы доходов составляет выручка от реализации сельскохозяйственной продукции. Для этого на основании данных бухгалтерского учета в соответствии со ст.54 Налогового кодекса РФ необходимо определить сумму выручки от льготируемых видов деятельности, а затем рассчитать требуемое процентное соотношение в общем объеме доходов за соответствующий период.
2. В соответствии с п. 2 ст. 379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Аналогичные отчетные периоды предусмотрены п.2 ст. 3 Закона Самарской области от 25.11.2003 № 98-ГД (ред. от 07.03.2012) «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».
Таким образом, у налогоплательщика существует обязанность рассчитывать и уплачивать налог на имущество именно за 1 полугодие (а не за 2 квартал, как указано в вопросе). С учетом этого, налогоплательщик должен определять право на льготу также за 1 полугодие (все условия предоставления льготы учитываются также за 1 полугодие).
3. В соответствии с п.1 ст. 80 НК РФ расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, уточненную декларацию за 1 квартал, по нашему мнению, подавать не нужно.
В случае применения вами льготы как сельхозпроизводителя, уменьшается среднегодовая (средняя) стоимость облагаемого имущества на величину среднегодовой (средней) стоимости льготируемого имущества. Данный способ применения льготы следует из положений п. 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также п. 5.3 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
При этом среднегодовая (средняя) стоимость льготируемого имущества определяется так же, как и среднегодовая (средняя) стоимость облагаемого имущества. Если же на 1-е число какого-либо из месяцев отчетного (налогового) периода, а также на последнее число месяца налогового периода у организации не было права на льготу, то остаточная стоимость льготируемого имущества на эти даты принимается равной нулю (п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ).
С учетом вышеизложенного, в случае применения льготы налогоплательщиком по итогам 9 месяцев и года, остаточная стоимость льготируемого имущества будет признаваться равной нулю только за месяцы 2 квартала.