Вопрос
Организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД (оптовая и розничная торговля). В 2010 году приобретены основные средства, которые используются в обоих видах деятельности (ноутбук и компьютер). 30 апреля 2011 г. деятельность, облагаемая ЕНВД, прекращена, о чем подано заявление в ИФНС о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Деятельность, подлежащая налогообложению на общих основаниях, временно приостановлена. С 1 июля 2011 г. получение выручки от реализации не предполагается, осуществление расходов не предусматривается.
Каким образом целесообразнее поступить с основными средствами? Нужно ли менять стоимость основных средств, так как при постановке на учет в стоимость была включена сумма НДС, приходящаяся на долю розничной торговли. Продолжать начисление амортизации или перевести на консервацию основные средства, при этом продолжая уплачивать налог на имущество?
Если организация примет решение о продаже основных средств, то каким образом поступить с НДС, включенным в стоимость основных средств? Какими проводками оформить данную операцию?
Ответ
1. Если компания прекращает заниматься деятельностью, подпадающей под уплату ЕНВД, и передает основное средство для использования в операциях, облагаемых в рамках общего режима налогообложения, то восстанавливать НДС с остаточной стоимости и принимать его к вычету не нужно. Минфин России в своем Письме от 20 января
Кроме того, в соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта
2. В соответствии с п.24 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
В соответствии с п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев.
Таким образом, Вы можете принять решение о переводе основного средства на консервацию, если не планируете его использовать в течение как минимум трех месяцев.
3. При продаже ОС вы можете уменьшить доход от продажи на его остаточную стоимость. Она определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, которая рассчитывается по правилам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" за весь период использования.
В соответствии с п.3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и остаточной стоимостью реализуемого имущества.
При этом остаточную стоимость амортизируемого имущества следует определять на основании данных бухгалтерского учета (Письма Минфина России от 26.03.2007 № 03-07-05/16, 09.10.2006 № 03-04-11/120).
При реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ, сумма налога должна определяться расчетным методом.
Бухгалтерские проводки при продаже ОС:
Дебет 60 Кредит 91 – отражена продажа ОС;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01 – списана первоначальная стоимость объекта;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" – списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" – списана остаточная стоимость основного средства;
Дебет 91 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" – исчислен НДС от реализации основного средства;
Дебет 91 Кредит 99 – исчислен финансовый результат от продажи имущества.
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" – начислен налог на прибыль с произведенной реализации.